Елизавета Киевская и Гарольд Сигурдсон: талантливые энтузиасты построят в Франковске невероятные средневековые корабли (фото)

Владимир Илькив и Назар Морозко – талантливые мастера по работе с деревом из Ивано-Франковска, которые сегодня занимаются поистине уникальным проектом «Средневековая верфь». Еще их смело можно назвать современными «викингами», ведь ребята на собственноручно построенном скандинавском лодке-дракарі совершили путешествие прикарпатскими реками.

Кто эти франковские судостроители? Читайте в эксклюзивном интервью Калитки.

Итак, ребята, начнем с самого начала. Как возникла идея построить корабль и почему именно давньоскандинавський дракар.

Назар: Мы начали свою деятельность в детском туристическом лагере. Также, помогали центрам для нарко — и алкозависимых, ездили в тюрьмы. Потом перешли в приюты, позже стали волонтерами в детском лагере. Именно на базе этого лагеря нам захотелось развивать пеший туризм, велопутешествия, занятия по альпинизму, сплавы по реке, ведь лагерь был на Сколевщине. Тогда в наших замыслах были байдарки, так чтобы детям было интересно. Однако поддержки нашей инициативы руководством лагеря мы не увидели, они пошли на расширение и развитие базы.

Тогда мы решили, что будем двигаться автономно. И начали думать, как нашу специализацию совместить с социальной работой.

Вот однажды, гуляли мы с Владимиром центром города. На то время я смотрел сериал «Викинги» и меня чрезвычайно захватили их корабли — дракары. Вот я и говорю Володе: «А давай построим драккар, будем делать сплавы по рекам на них!». У Володи тогда эта идея и засела в голове. Владимир мне наярював вечерам, до ночи не спал, позже искал гранды… Давай, дальше ты рассказывай (смеется товарищу — ред.)

Владимир: Тогда я и сосредоточился на кораблях. Хотя еще с детства я о них мечтал, делал макеты, помню, что постоянно то пальцы побью, то еще что-то. И как-то так на каждом этапе жизни, время от времени, эта идея с кораблями появлялась.

Встал вопрос, что нам для лагеря нужен эксклюзив, потому что везде программы плюс минус одинаковые и типовые. И мы начали думать над тем, что такого особенного мы можем дать детям для их развития. Помню, однажды мы решили сделать костюмированный новый год и надели одеяние похоже на то, что носили викинги, такие костюмы как в мультиках. И, как я уже говорил, мы постепенно шли к тому, чем сегодня занимаемся.

Итак, я начал сидеть по вечерам и смотреть за кораблями – как оно все строится, начал не давать спать Назару и говорить, «Мы можем, это все реально сделать» и начал создавать проект. Параллельно мы подавали гранты и я делал чертежи маленькой лодки. Однако, решили не ждать пока нам кто-то даст деньги, ведь оказалось, что не так все просто и поэтому начали строить. Так на протяжении года мы потихоньку строили.

Расскажите про свое первое творение и экспедицию? Как до такого в наше время безумной идеи относились близкие и друзья?

Назар: Свой первый корабль мы назвали «КРЕДО» (вера, в то, что мы сможем). Построили мы его из смереки. В идеале мы планировали строить из сосны, однако она два месяца ехала, но так и не приехала. Его размеры 5, 5 метра на 170, в этот корабль может сесть 6-7 человек. Он имеет три пары весел с расчетом на 6 гребцов и одного рулевого.

Владимир: Этот корабль как лифт, если в него сядут габаритные ребята, то их поместится меньше, а если среднестатистические – то может плыть и семеро. Мы начали работу над ним в сентябре 2017 года и решили приурочить выход к фестивалю рыцарства, который проводят в Галиче. Да, мы по Быстрице спустились вниз, от Клузова и потом против течения по Днестре добрались вверх до Галича. Наша поездка длилась три дня и на лодке нас было трое. За то, что это горная река, а опыта плавания на лодке у нас не было, то за эти дни мы имели много приключений. Плыли по полдня – следовали в часа четыре и до восьми. Это был своего рода эксперимент, возможно ли на такого типа лодке идти по нашим рекам. Все нормальные люди говорили нам: «Не плывите туда, потому что это горная река. Эта лодка для этого не приспособлен. Его точно разобьет…» (улыбается — ред.). Но мы поставили перед собой цель. Я даже не помню, чтобы нам кто-то говорил, что мы это сделаем. Были две группы людей – одни молчали, а другие – «Вы точно розіб’єтеся, перевернетесь, сокрушить весла и зачем вам того, чтобы столько работать и все сокрушить!».

Назар: Мы очень хотели успеть на фестиваль «Галицкое рыцарство». У нас оставалось мало времени, работали и днем, и ночью. Это очень изматывает, как физически, так и морально. Очень вдохновляли завершить задуманное те люди, которые приходили и говорили: «Ого класс, Вы такое делаете – супер!» И впоследствии, уже все на территории знали, в каком гараже делают лодку и отправляли людей сразу к нам.

Владимир: К нам приходили посмотреть все соседи. Даже из цыганского лагеря, который там недалеко остановился, у нас были помощники от самых маленьких до подростков. Они приходили и говорили, что будут нам помогать. И тут начиналось: один хватает пилу, другой – молоток. Смотрим, то уже пилит, девочка схватила веник и давай мести, то уже что-то забивает, там кто-то шуруповертом уже сверлит дырку и в течение получаса мы только отбивались от них и ловили по мастерской (смеется — ред.). Потом пришла их мама и разогнала «помощников». Но в этот момент мы увидели, как сильно детей интересует лодка. Кроме того, со временем к нам начали приводить детей, которые были просто в восторге от увиденного. Детям очень интересно, когда они могут не просто услышать какой-то фрагмент истории, а увидеть его, осмотреть, почувствовать.

Назар: Конечно наша аудитория не рассчитана только на детей, а на разную возрастную категорию. Мы хотим создать такой своего рода интерактивный музей. Мы будем делать лодки по аутентичным технологиям. Далее планируем воспроизведения костюмов, хотим сделать все так, как было в те времена. Эти экспонаты будут не за стеклом или ширмой, как в традиционных музеях, а вот здесь перед Вами.

Владимир: Если говорить о корабле, который мы планируем построить, то это будут своего рода музеи. Они не просто будут стоять на озере, а будут сплавлялись в экспедициях. И не только по Днестру, но и других реках. Мы себе представляем, как целые семьи приходят и оказываются в средневековом быту. Хотим, чтобы люди почувствовали на себе тот быт, а не просто прочитали об этом в интернете. Мы хотим показать, что прошлое может быть чрезвычайно интересным.

Очень часто для детей прошлое — это что-то старое и непонятное, но когда они прикоснутся к нему, перенесутся в то время, то поймут, что в истории есть очень много интересного, что можно почерпнуть и в наше время сделать из этого что-то новое. Это своего рода генератор идей из прошлого для современников.

Назар: Мы, собственно, хотим показать глубину нашей истории, разнообразие культуры. Ведь есть много интересных вещей, которые можно извлечь из прошлого и сейчас они будут работать. Вот, например, взять скандинавов: они чрезвычайно популяризируют свою историю, это у них модно. Там даже созданы специальные парки эпох, в которых проходят школьные уроки с мастер-классами. Детей на реальном примере учат истории. Я, например, помню, как на уроках физики или химии нам очень мало показывали, как происходят определенные процессы на реальных примерах. Я думаю, что если делать уроки с большим количеством опытов, то детей это заинтересует.

Как Вам работалось над созданием дракара? Или были какие-то трудности во время работы?

Владимир: Сначала мы думали сделать муляжи, добавляя современные технологии. Однако впоследствии мы пришли к тому, чтобы сделать полную реконструкцию, которая бы соответствовала эпохе. Начали исследовать, как это делали люди именно в то время, какие материалы они использовали. Дальше уже начать экспериментировать с этими материалами на практике. Так, например, мы узнали, что льняное масло обладает защитными свойствами для дерева, но когда взялись за корабли, то поняли, что она использовалась даже в покрытии металлов. В этом деле есть много таких моментов, что оно вроде и описано, но на практике понимаешь, что есть свои нюансы.

Назар: Мы поняли, что если хотим сделать реконструкцию, то должны использовать природные материалы из дегтя, льняное масло, вист, дерево и другие. Нам стало настолько интересно, затянуло с головой.

Назар: Именно этот процесс творения и вдохновили нас на новый проект. Сейчас мы работаем над проектом «Средневековая верфь», который будет реализовываться в Ивано-Франковске. Планируем начать строительство уже с марта месяца. Правда, перед тем, мы в феврале месяце еще проведем семинар для студентов Прикарпатского университета.

Если не секрет, какие именно корабли планируете пришвартовать в Ивано-Франковске?

Назар: Уже совсем скоро начнем строительство двух средневековых кораблей: скандинавского типа – «Гарольд III» и славянского — «Елизавета Киевская».

Названия судов не являются случайными или вымышленными. Они символизируют единение двух народов, которые имеют схожую любовь к судоходства и эта любовь проходит через века, как и дошла до нас история о любви двух людей царского рода, которые соединили свои судьбы. Это исторические фигуры. Как две гордые корабли прошли историей своих народов и останутся навсегда запечатленные в этих монументах.

Судьба Гарольда III и Елизаветы перекликается по истории Скандинавии того периода, когда викинги, отправлялись в поисках лучшей доли в далекие миры. В наше время также, многие украинцы ищут лучшей жизни в других краях, аналогично скандинавам 1000 лет назад. И сегодня Скандинавия один из самых успешных регионов, дает возможность посмотреть в ретроспективе на то, что и у нас есть шанс все наладить в своей земле. Когда они приходили к нам в батраки, а теперь мы едем. Но все проходит. Поэтому эти имена-корабли являются символом лучшего будущего Украины в европейском сообществе.

Гарольд III Сигурдсон был братом короля Норвегии, после неудачной войны и смерти брата, бродит мирами. Идет в батраки к Ярослава Мудрого. И во время этого пребывания в Киеве влюбляется в Елизавету. Русская княжна ответила Гарольдові, принцу, поэту и барду, взаимностью. Но несговорчивый отец, князь Ярослав Мудрый, согласился выдать дочь за норвежца лишь при условии, если тот станет королем и прославится рыцарской доблестью. Пришлось Гарольдові податься с немногочисленной дружиной в странствия по миру. Он поступил на службу к византийскому императору, на которой совершил-таки немало рыцарских подвигов. Еще Гарольд успевал писать стихи, самой популярной среди которых стала песня, посвященная Елизавете. Наконец он достиг заветной мечты — стал королем и вступил в брак с Елизаветой. Позже в Англии также принимает корону, где и погибает в очередном сражении.

Вот эти два корабля, как воспоминание совместной истории двух народов снова поднимут паруса и как супруги Гарольда III и Елизаветы, объединенные любовью, поплывут рядом по водах нашего края.

Владимир: Сейчас уже закончили работу над макетом корабля славянского типа «Елизаветой Киевской». Он является точной копией моноксилу времен Киевской Руси. Одним из аналогов послужил найденный в Маневицком районе с. Староселье на реке Стырь уникальный лодка-долбленка. Его длина достигала более 12 метров. Лодка датировано XIII веком. Особенности конструкции таких лодок позволяли легко маневрировать как на реках при сплаве (течение, крутые повороты, отмели), так и во время боевых действий.

Эта уникальная находка таких размеров и мореходных качеств свидетельствует о развитом судостроения в нашем крае и судоходство на реке Стырь. А также пополняет базу изучения эволюции судостроения.

Также, создан макет рабочей модели реконструкции лодки «Гарольд Сигурдсон». Масштаб модели 1 к 10. То есть его реальные размеры будут достигать 17 метров. Емкость этого «челнока» — 30 человек.

Ребята имеют в планах, после создания своих шедевров спустить корабли на воду и организовывать экскурсии не только на городском озере в Ивано-Франковске, но и плавать по рекам Прикарпатья.

Стоит добавить, что когда Назар и Владимир начнут строить корабли непосредственно на территории возле городского озера, то все желающие смогут присоединиться к этому проекту и смогут собственноручно помогать в создании судов.

Итак, пока ребята воплощают свой замысел в жизнь, за их работой можно наблюдать на странице Средневековая Верфь. Более того, это дело не из дешевых, поэтому можно помочь мастерам и финансово: р/с 26006052538439, МФО 336677, ОКПО 42622703, проект реализует БФ «Дороги Предков».

Подписывайтесь на канал Калитки в

Telegram
читайте нас в

и

чтобы первыми узнавать о ключевых событиях дня